На сколько хватает заряда аккумулятора электросамоката, как продлить пробег и срок службы.

Содержание[Скрыть]

В последнее время на улицах крупных российских городов все чаще можно заметить людей, добирающихся по своим делам на самокате с электрическим приводом. Прохожие с интересом и некоторым удивлением наблюдают за ними. И задают себе вопрос, а не приобрести ли и себе такое удобное средство передвижения?

На нем действительно очень удобно ездить по городу на небольшие и средние расстояния, например на работу, за покупками или по другим делам. При желании его можно запросто занести в общественный транспорт и продолжить движение. И в квартиру его несложно занести для хранения, в отличии от более тяжелого электроскутера.

Но, тут же в голове возникают дополнительные вопросы, основными среди которых являются: «на сколько времени хватает заряда аккумулятора, как далеко можно уехать на одном заряде и как его правильно заряжать?». В этой статье мы дадим ответ на эти вопросы. Но, для начала необходимо знать принцип работы электросамоката и его основные параметры.

1. Как работает электросамокат.

Основным элементом электрического самоката является двигатель постоянного тока, именно он приводит его в движение. Двигатель чаще размещается внутри колеса - так называемое мотор колесо, но встречаются и варианты с цепной или ременной передачей. Вариант мотор колеса предпочтительнее.

Мотор получает питание от литиевого или свинцового аккумулятора, которая установлена на рулевой колонке или опорной площадке. Образно говоря, аккумулятор для электротранспорта, это как бензобак для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Скорость регулируется специальным контроллером, который изменяет частоту вращения ротора двигателя.

Все органы управления находятся на руле. Для начала движения надо включить питание (ключом или кнопкой), оттолкнуться ногой, затем выбрать необходимый режим движения плавно увеличивая скорость поворотом рукоятки на руле.

При остановке используются тормоза механического типа, расположенные в обоих колесах. Некоторые модели оборудуются моторами, которые могут отдавать энергию на подзарядку аккумулятора при торможении (рекуперативное торможение).

2. Основные параметры и характеристики.

Основной характеристикой двигателя является его мощность, которая зависит от номинального напряжения и тока. Мощность мотора выбирается в зависимости от предполагаемой скорости езды и рельефа местности.

Для неспешной езды со скоростью около 25-30 км/ч достаточно мотора мощностью 250-300 Вт, конечно в горку скорость уменьшится.

Оптимальный вариант – это средняя мощность 320-350 Вт и скорость 30-40 км/ч, в этом случае чувствуется комфорт и уверенность. Именно на эти параметры рассчитано большинство самокатов.

Если Вы планируете ездить быстро, со скоростью более 45 км/ч, вам потребуется мощный двигатель – 450 Вт и более. Существуют очень мощные варианты (до 1000 Вт), которые могут развивать скорость до 80 км/час, но они очень опасны, и не рекомендуются к покупке.

Номинальное напряжение двигателя может быть одним из стандартного ряда: 24В, 36В, 48В, 60В, 72В. Наиболее популярны двигатели средней мощности около 300-350 Вт, напряжением 36В, модели послабее оснащаются обычно двигателями на 24 вольта, а мощные на 48 вольт.

Самая важная характеристика аккумулятора – это его запас энергии (мощности), от нее будет зависеть, сколько времени он держит и сколько километров Вы сможете проехать без подзарядки. Этот параметр измеряется в ватт часах (Втч или Wh). Для мощного мотора это значение должно быть не менее 400 Втч, а лучше больше. Для среднего – 250-300 Втч. Для слабого – 180-200 Втч.

Запас энергии аккумулятора зависит от его номинального напряжения и емкости, чем больше эти параметры, тем мощность больше. Напряжение выбирается в зависимости от напряжения двигателя. Емкость измеряется в миллиампер-часах (мАч или mAh) и в ампер-часах (Ач или Ah).

Если известна емкость батареи в ампер-часах и ее напряжение в вольтах, то запас энергии вычисляется умножением напряжения на емкость.

Для мощного электросамоката (500 Вт) желательна емкость батареи не менее 10 Ач, при напряжении 48 В. Запас энергии в этом случае будет равен 10х48=480 Втч.

Для двигателя мощностью 350 Вт, хорошо подойдет емкость 9 Ач, при напряжении 36 В. Запас энергии в этом случае будет равен 9х36=324 Втч. При большем напряжении емкость может быть и меньше, главное чтобы полученное от произведения значение в ватт часах было не меньше 300 Втч.

Для моделей послабее (около 250 Вт), подойдут батареи емкостью около 8 Ач, при напряжении 24В. Запас энергии в этом случае будет равен 8х24=192 Втч.

3. На сколько хватает заряда аккумулятора.

Время автономной работы аккумулятора обычно составляет около одного-трех часов и зависит от многих факторов:

  • запаса энергии батареи (Втч), т.е. от емкости (Ач) и напряжения (В);
  • типа батареи – если сравнивать литиевый и свинцово-кислотный варианты с одинаковыми характеристиками, то литиевый проработает дольше без подзарядки;
  • качества изготовления, т.е. от производителя;
  • средней скорости передвижения;
  • рельефа местности – при холмистой местности и частых подъемах в горку, время сокращается;
  • стиля езды - резкие разгоны до максимальной скорости значительно сокращают время работы батареи, иногда в 2-3 раза;
  • веса нагрузки – чем больше вес человека и перевозимого груза, тем меньше время автономной работы;
  • срока эксплуатации батареи;
  • температуры окружающего воздуха – на морозе время автономной работы сокращается.
Для примерного определения расстояния, которое может преодолеть самокат на полностью заряженном брендовом литиевом аккумуляторе (резерв хода), необходимо разделить запас энергии в Втч на 10. Для свинцового брендового аккумулятора расстояние будет немного ниже. Для бюджетной литиевой или свинцовой модели от неизвестного китайского бренда, резерв хода также будет ниже. На сколько ниже? Неизвестно, все зависит от производителя, может быть значительно ниже. Т.е. эта формула применима только для фирменных литиевых моделей.

Пример. Если литиевый аккумулятор имеет емкость 9 Ач, при напряжении 36 В, то его запас энергии будет равен 9х36=324 Втч. Соответственно, резерв хода в этом случае будет равен 324/10=32 км. Учтите, что это примерное значение, на которое оказывают влияние все перечисленные выше факторы. Если Вы начали движение с неполной зарядкой, конечно и дистанция проезда будет меньше.

Лучше самому засекать время работы и резерв хода на различной местности и с разной скоростью передвижения. Это поможет точнее знать возможности именно Вашего аккумулятора и прогнозировать резерв хода в той или иной ситуации. Первое время лучше не ездить на предельные расстояния, близкие к вычисленному по формуле расстоянию, лучше всегда иметь запас заряда. Иначе батарея может сесть раньше времени – прийдется доезжать участок пути, отталкиваясь ногой или идти пешком.

Также, необходимо учитывать, что емкость и запас энергии любой батареи со временем постепенно уменьшаются, что сказывается на постепенном сокращении времени автономной работы и пробега на одном заряде. Это медленный процесс, но все же, через несколько лет эксплуатации, емкость может уменьшится прилично, в результате фиксируется износ батареи и она подлежит замене.

Сколько лет может прослужить аккумулятор без замены? Ответ на этот вопрос также зависит от многих факторов, таких как:

  • тип батареи - свинцовые модели быстрее теряют емкость, чем литиевые, последние также могут иметь разный электрохимический состав и разный срок эксплуатации;
  • производителя – у брендовых моделей больший срок службы;
  • количества проведенных в процессе эксплуатации циклов зарядов/разрядов – чем больше циклов, тем меньше срок службы, у литиевых моделей число циклов может быть от 500 до 3000 (в зависимости от электрохимического состава и бренда);
  • стиля езды – постоянная езда на максимальной скорости с большой нагрузкой приводит к преждевременной деградации;
  • соблюдения правил заряда – нужно заряжать только фирменной зарядкой при температуре +5…+20 градусов;
  • температурного режима эксплуатации – на сильном морозе срок службы уменьшается, идеальная температура эксплуатации +20 градусов;
  • соблюдения правил хранения – литиевые модели лучше хранить заряженными примерно на 50% при температуре 0…+10 градусов, в этом случае саморазряд минимальный.

Не забывайте, что дополнительные электроприборы, такие как фара, габаритные огни и другие, также потребляют ток во включенном состоянии, что естественно уменьшает резерв хода.

4. Как увеличить запас хода и срок эксплуатации.

Электрический самокат не требует постоянного техобслуживания и заправки бензином. Владельцу необходимо только знать и выполнять правила эксплуатации, заряда и хранения электросамоката, а также батареи. Соблюдение этих правил может значительно продлить срок эксплуатации аккумулятора, в то время как грубое нарушение может очень быстро его убить, особенно если заряжать не фирменной зарядкой без защиты от перезаряда, а тем более рассчитанной на другое напряжение.

Для увеличения запаса хода рекомендуем экономно расходовать электроэнергию, по возможности двигаться накатом и не допускать резких разгонов и торможений. Прокладывая заранее маршрут лучше избегать дорог с затяжными подъемами. Трогаться с места и набирать первый разгон нужно отталкиваясь одной ногой от поверхности земли, другой стоя на деке, как на обычном самокате. При скорости около 5 км/ч автоматически запускается двигатель, обе ноги ставятся на деку.

Перед первой зарядкой нужно изучить инструкцию, в которой указаны правила заряда. Перед зарядкой проверьте все элементы электрической цепи на отсутствие влаги. В случае наличия влаги, она протирается сухой салфеткой, после чего досушивается в теплом помещении. Сначала зарядка подсоединяется к сети, контролируется зажигание индикатора, затем штекер подключается к разъему на самокате. Время зарядки указано в инструкции. Блок защиты от перезарядки автоматически остановит зарядку при полном заряде, при этом засветится контрольный индикатор. После этого зарядку рекомендуется отключить, не желательно оставлять ее на ночь. Если индикатора окончания заряда не предусмотрено, отключайте зарядку по засечке времени.

Перед установкой самоката на хранение в зимний период или в случае перерыва в эксплуатации на срок более 1 месяца, советуем разрядить аккумулятор на 40-50%. Через каждые 2 месяца хранения нужно проводить дозарядку, ведь емкость батареи постепенно падает из-за процесса саморазряда. При длительном хранении, самокат с литиевой батареей лучше ставить в холодное место, с температурой 0…+10 градусов. В холод можно ставить не весь самокат, а только батарею.

Поделитесь публикацией

  • Электросамокаты
  • Количество просмотров: 2345