Как зарядить электрический самокат.

Содержание[Скрыть]

Электрический самокат не требует постоянного техобслуживания и заправки бензином. Нужно только вовремя его заряжать, знать правила заряда, эксплуатации и хранения самоката и в частности аккумуляторной батареи (акб). От корректности соблюдения этих правил зависит срок службы акб и расстояние, которое самокат сможет преодолеть от одного заряда батареи.

В этой статье основное внимание будет уделено правилам заряда электросамоката. Чтобы понимать, о чем идет речь, вкратце рассмотрим основные параметры аккумулятора. Также расскажем о правилах его эксплуатации и хранения.

1. Основные параметры и характеристики батареи.

Аккумулятор для электротранспорта выполняет те же функции, что и бензобак для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В нем хранится электрическая энергия, которой питается электромотор.

Основные характеристики аккумулятора, которые указываются в каталогах – это его номинальное напряжения и емкость, чем больше эти параметры, тем лучше. Оба эти параметра влияют на самый важный параметр акб – запас энергии (мощности). От этого параметра будет зависеть, сколько Вы сможете проехать без подзарядки.

Запас энергии (мощности) измеряется в ватт часах (Втч или Wh). Для мощного мотора значение запаса энергии должно быть не менее 400 Втч, а лучше – 450-500 Втч. Для среднего – 250-300 Втч. Для слабого – 180-200 Втч. Например, у популярной модели самоката kugoo s3, с мотором средней мощности (350 Вт), аккумулятор имеет емкость 8 Ач, напряжение 36В. Заряжается такая акб 4 часа.

Напряжение батареи выбирается в зависимости от напряжения двигателя, оно может быть 24В, 36В, 48В или 60В. Наиболее популярны аккумуляторы напряжением 36В, именно ими обычно комплектуются модификации с двигателями средней мощности, модели послабее оснащаются обычно батареями на 24 вольта, а мощные на 48 или 60 вольт.

Емкость измеряется в ампер-часах (Ач или Ah). Обычно она варьируется в пределах 7-10 Ач, чем мощнее двигатель, тем емкость больше.

Также важен тип аккумулятора и производитель. Они бывают следующих типов:

  • литиевые;
  • свинцовые.

Литиевые модификации по всем характеристикам лучше свинцовых, в первую очередь по массе, емкости, ресурсу работы и сроку эксплуатации. Литиевые акб в свою очередь делятся на:

  • Литий-полимерные (LiPo) - малый вес, высокие токи заряда и разряда, выдерживают 500-800 циклов заряда, пожароопасность в случае перезаряда.
  • Литий-ионные (LiIon) – малый вес, 500-1000 циклов заряда, зависимость от окружающей температуры, пожароопасность в случае перезаряда.
  • Литий-железофосфатные (LiFePo4) – высокие токи заряда и разряда, 1500-2000 циклов, тяжелее на 20% и дороже ионок и полимерок. Не пожароопасны, стойки к механическим деформациям. Не теряют емкость при минусовых температурах.

Литиевые акб защищаются от перезаряда электронными схемами, расположенными внутри батареи и зарядного устройства, поэтому перезаряд и как следствие возгорание или взрыв LiPo или LiIon модификаций возможны только в случае поломки этих схем. Это очень редкое явление, но знать это нужно, хотя бы затем, чтобы не использовать не штатные зарядки.

Каждый аккумулятор постепенно деградирует, в результате чего его реальная емкость уменьшается. Это очень медленный процесс, но всегда приходит момент, когда емкость уменьшается настолько, что батареей уже нельзя пользоваться. В этом случае она подлежит замене. Срок службы зависит от различных факторов, обычно он составляет несколько лет. Фирменные литиевые аккумуляторы имеют значительно больший срок службы, около 3-5 лет. Заявленный производителем срок работы обычно 3 года, но при соблюдении правил зарядки, эксплуатации и хранения, они обычно служат дольше. В то время как дешевые, могут проработать всего год, или даже меньше.

2. Как правильно зарядить аккумулятор электросамоката?

Перед первой зарядкой нужно изучить инструкцию, в которой указаны правила заряда. Используйте только штатную зарядку, которая была в комплекте с самокатом. При ее поломке, покупайте такую же, обязательно фирменную. Особенно важно это для литий ионных и литий - полимерных модификаций, которые при перезаряде могут сильно перегреться, вздуться и даже взорваться, что может привести к пожару. Понятно, что характеристики покупаемого на замену зарядного устройства, в любом случае, должны соответствовать штатному, это важно для всех типов акб. Обращайте внимание на номинальное напряжение, максимальный ток заряда, а также наличие схемы отключения при полном заряде и индикации полного заряда. Любую батарею можно угробить зарядкой, рассчитанной на большее напряжение, например, если к акб на 36В подключить зарядку на 48В.

Перед зарядкой проверьте все элементы электрической цепи на отсутствие влаги. В случае наличия влаги, она протирается сухой салфеткой, после чего досушивается в теплом помещении. Сначала зарядка подсоединяется к сети, контролируется зажигание индикатора «Сеть», затем штекер подключается к разъему на самокате. Если подключать наоборот, то в случае поломки зарядки, можно повредить электрическую схему самоката.

Блок защиты от перезарядки автоматически остановит зарядку при полном заряде, при этом засветится контрольный индикатор. После этого зарядку рекомендуется отключить, не желательно оставлять ее на ночь. Если индикатора окончания заряда не предусмотрено, отключайте зарядку по засечке времени. Время зарядки указано в инструкции.

Перед установкой самоката на хранение в зимний период или в случае перерыва в эксплуатации на срок более 1 месяца, советуем разрядить аккумулятор на 40-60%. Через каждые 2 месяца хранения нужно проводить дозарядку до 40-60%, ведь емкость батареи постепенно падает из-за процесса саморазряда. При длительном хранении, самокат с литиевой батареей (или саму акб) лучше ставить в холодное место, с температурой +1…+10 градусов.

3. Как увеличить время работы аккумулятора.

Время автономной работы аккумулятора обычно составляет около одного-двух часов и зависит от многих факторов:

  • запаса энергии батареи (Втч), т.е. от емкости (Ач) и напряжения (В);
  • типа батареи – если сравнивать литиевый и свинцово-кислотный варианты с одинаковыми характеристиками, то литиевый проработает дольше без подзарядки;
  • качества изготовления, т.е. от производителя;
  • средней скорости передвижения;
  • рельефа местности – при холмистой местности и частых подъемах в горку, время сокращается;
  • стиля езды - резкие разгоны до максимальной скорости значительно сокращают время работы батареи, иногда в 2-3 раза, в то время как движение накатом увеличивает резерв хода;
  • веса нагрузки – чем больше вес человека и перевозимого груза, тем меньше время автономной работы;
  • срока эксплуатации батареи;
  • использования режима рекуперативного торможения;
  • температуры окружающего воздуха – на морозе время автономной работы обычно сокращается.

Для примерного определения расстояния, которое может преодолеть самокат на полностью заряженном брендовом литиевом аккумуляторе (резерв хода), необходимо разделить запас энергии в Втч на 10.

Пример. Если литиевый аккумулятор имеет емкость 10 Ач, при напряжении 48 В, то его запас энергии будет равен 10х48=480 Втч. Соответственно, резерв хода в этом случае будет равен 480/10=48 км. Учтите, что это примерное значение, на которое оказывают влияние все перечисленные выше факторы. Реальное расстояние может оказаться как 40, так и 55 км. Если Вы начали движение с неполной зарядкой, конечно и дистанция проезда будет меньше.

Лучше самому засекать время работы и резерв хода на различной местности и с разной скоростью передвижения. Это поможет точнее знать возможности именно Вашего аккумулятора и прогнозировать резерв хода в той или иной ситуации. Первое время лучше не ездить на предельные расстояния, близкие к вычисленному по формуле расстоянию, лучше всегда иметь запас заряда. Иначе батарея может сесть раньше времени – придется доезжать участок пути, отталкиваясь ногой или идти пешком.

Не забывайте, что дополнительные электроприборы, такие как фара, габаритные огни и другие, также потребляют ток во включенном состоянии, что естественно уменьшает резерв хода.

Если двигатель и контролер поддерживают режим рекуперативного торможения – очень хорошо, в этом случае время работы может увеличиться за счет подзарядки аккумулятора энергией торможения. В этом режиме двигатель при торможении отдает энергию на зарядку акб. К тому же, тормозные колодки меньше стираются.

Для увеличения запаса хода рекомендуем экономно расходовать электроэнергию, по возможности двигаться накатом и не допускать резких разгонов и торможений. Прокладывая заранее маршрут лучше избегать дорог с затяжными подъемами. Трогаться с места и набирать первый разгон нужно отталкиваясь одной ногой от поверхности земли, другой стоя на деке, как на обычном самокате. При скорости около 5 км/ч автоматически запускается двигатель, обе ноги ставятся на деку.

Поделитесь публикацией

  • Электросамокаты
  • Количество просмотров: 3510

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Здесь не опубликовано еще ни одного комментария
Top