Как выполнить гидроизоляцию оборудования электросамоката

Содержание[Скрыть]

С каждым годом электросамокат становится все более популярным средством передвижения для городских жителей. На нем удобно ездить на работу, объезжая автомобильные пробки, причем заправлять дорогостоящим бензином его не нужно, достаточно лишь зарядить аккумулятор. Его удобно хранить дома, ведь он не воняет бензином, имеет легкий вес и не занимает много места.

К сожалению, многие модели самокатов не имеют достаточной защиты от влаги, чтобы можно было спокойно ездить в проливной ливень, а некоторые вообще не рассчитаны на дождь. В состав электросамоката входит много электрооборудования, которое может выйти из строя во время работы, при попадании влаги. Это контроллер, аккумуляторная батарея, электродвигатель, органы управления, датчики и дисплей.

Как узнать, рассчитан Ваш самокат на проливной ливень, или только на небольшой дождик, или вообще не защищен от влаги? Как можно улучшить гидроизоляцию электрооборудования, чтобы не боятся ездить в дождь? На эти вопросы мы дадим ответы в данной статье.

Можно ли ездить в дождь? Степень защиты от влаги

Если Вы не хотите испортить электросамокат во время поездок в дождливую погоду, необходимо быть уверенным, что его электрооборудование рассчитано на дождь. Для этого нужно посмотреть на параметр степень защиты от влаги. Нормальные производители всегда указывают этот параметр в технических характеристиках изделия. Он обозначается IPXX, где XX – цифры. Здесь защита от влаги – это вторая цифра, первая цифра – защиты от твердых предметов и пыли, она может быть указана или нет. Если защита от пыли указана, тогда вы увидите, что-то типа IP65 или IP54. Если защита от пыли не указана, то этот параметр будет выглядеть так: IPX5 или IPX4. В любом случае, нам важна последняя цифра, она должна быть:

  • не менее 4 - для слабого дождя без сильного ветра;
  • не менее 5 - для ливня при сильном ветре;
  • не менее 7 – для кратковременного погружения в воду;
  • не менее 8 – для длительного погружения в воду (полная герметичность).

Таким образом, для поездок в небольшой дождь, достаточно степени защиты IP54 или IPX4, именно такую степень защиты имеют многие брендовые модели. Лужи прийдется объезжать, особенно глубокие. Если в дороге Вас застанет сильный ливень, то лучше выключить питание и переждать ливень под навесом.

Если на улице ливень, то лучше не выезжать на самокате со степенью защиты  IP54, для этих целей подойдет IP65, IP55 или IPX5. Это повышенная степень защиты, ее имеют далеко не все модификации. По глубоким лужам лучше не ездить, если затопится двигатель в колесе, могут быть серьезные проблемы. Брызг двигатель с IP65 не боится, от них он защищен. Если аккумулятор расположен в деке, то глубокие лужи могут вызвать залив и замыкание батареи, в результате она выйдет из строя. Если аккумуляторная батарея расположена выше, например, в рулевой стойке, то она не пострадает от луж.

Если степень защиты от влаги не указана, или она меньше чем IP54 или IP44, например IP43 или IPX3, то выезжать в дождь, даже небольшой нельзя. Электрооборудование намокнет и выйдет из строя. Если Вы являетесь владельцем такой модели или собираетесь ее купить, то обязательно нужно выполнить дополнительную герметизацию самостоятельно или в сервисном центре. Второй вариант за отдельную плату конечно. Рекомендуем выполнить эту операцию и при IPX4, чтобы спокойно ездить в проливной дождь и не переживать за электрооборудование.

Дополнительная гидроизоляция защитит оборудование самоката от:

  • короткого замыкания;
  • выхода из строя микропроцессора и других электронных деталей;
  • окислительных процессов, которые разрушают электронику и места соединений;
  • коррозии стальных элементов.

электросамокат

Как сделать гидрозащиту (герметизвцию) самоката вручную.

Возьмем для примера самокат Kugoo s3, остальные модели, такие как kugoo s3 pro, kugoo m2, kugoo m4 pro, различные модели xiaomi, герметизируются примерно также, некоторые элементы могут отсутствовать. Герметизации подлежат следующие элементы конструкции:

  • емкость, в которой находится аккумуляторная батарея;
  • контроллер;
  • двигатель;
  • бортовой компьютер с дисплеем;
  • осветительные приборы;
  • органы управления.
Герметизируются стыки и щели в корпусах, крышках и полостях пластиковых компонентов, входные отверстия в корпусах для проводов, платы, обмотки двигателя.

Существуют следующие методы влагозащиты:

  • установка резиновой прокладки по периметру крышки;
  • промазывание стыка герметиком;
  • заливка силикона в отверстие для проводов;
  • обработка обмоток двигателя и плат лаком.
Резиновые прокладки изготавливаются самостоятельно, вырезанием из листа тонкой резины. Это более трудоемкий процесс, по сравнению с замазыванием герметиком, но часто более эффективный в местах, которые приходится иногда рассоединять, например, при снятии крышки.

Перед установкой прокладки и промазыванием герметиком, стыки проверяются на наличие пластиковых наплывов, которые мешают плотному прилеганию крышки. Наплывы срезаются ножом.

Перед нанесением герметика, поверхность очищается от загрязнений и обезжиривается. Герметик наносится аккуратно по всему периметру стыка, сплошной непрерываемой линией. Смесь укладывается равномерно, полосой небольшой толщины, шириной около 5 мм. Если появятся разрывы, их нужно обязательно домазать.

После нанесения нужно выждать время, пока герметик схватится, после чего обработанный участок можно считать защищенным от дождя и даже ливня. Время схватывания герметика смотрите в его инструкции.

Учтите, что крышки прийдется открывать, поэтому, наглухо их лучше не замазывать силиконом, или замазывать после каждого открытия. После нанесения силикона нужно подождать, пока он высохнет, в результате получится самодельная силиконовая прокладка. После высыхания можно прикручивать крышку на место.

Отверстия для проводов часто защищены производителем следующим образом – на провода в месте входа в корпус надеты резиновые колпачки. Часто они не дают надежной влагозащиты при сильном ливне, поскольку остаются небольшие зазоры между проводами, в которые просачивается вода. Поэтому, лучше внутрь колпачка, прямо между проводов, налить немного силикона, который после остывания значительно повысит влагозащиту. Не забудьте вначале очистить и обезжирить обрабатываемый участок. Для этого хорошо подойдет растворитель №646 и ватная палочка. Таким образом, из IPX4 или IPX3, можно получить IPX5 и спокойно ездить даже в ливень, конечно при условии хорошей защиты остальных мест.

2.1. Гидроизоляция корпуса (емкости) для батареи и корпуса контроллера.

Важно обработать все стыки, крышки и отверстия:

  • стык крышки коробки, через которую открывается доступ к батарее или платам контроллера (крышка деки или рулевой колонки, в зависимости от места расположения акб) – устанавливается резиновая прокладка или промазывается силиконовым герметиком, который нужно просушить перед закрытием;
  • крышки, закрывающие разъемы для зарядки – устанавливается резиновая прокладка;
  • отверстия, через которые пропущены провода или каналы – замазываются наглухо герметиком.
Раз уж делаете гидроизоляцию, выполните еще одно полезное действие. Аккумулятор часто не закреплен внутри корпуса, он там просто лежит и болтается на проводах во время движения. Это не хорошо, провода могут перетереться, а батарея получить механические повреждения, что может ее испортить и даже вызвать взрыв и/или возгорание. Поэтому обязательно закрепите аккумулятор, приклеив его к дну корпуса силиконовым герметиком. При необходимости, его можно будет легко оторвать.

2.2. Гидроизоляция электродвигателя.

Мотор-колесо требует герметизации особым методом – обмотки двигателя обрабатываются специальным лаком с влагозащитными свойствами. Двигатель разбирается, после чего по всей поверхности обмоток, кистью наносится лак. Затем обмотки нужно высушить феном. Температура и время сушки указываются в аннотации к лаку.

Для гидроизоляции применяются следующие марки лаков:

  • ФЛ-98 – обеспечивает отличную защиту от влаги. Температура сушки 125-140 град.
  • МЛ-92 – защищает не только от влаги, но и от масла. Сушка проводится при 120-130 град, для нее подойдет промышленный фен, способный разогреть и поддерживать указанную температуру. Этот вариант хорошо защищает от влаги и масла.
  • ГФ-95 - отлично защищает от влаги и активных сред. Температура сушки 110-120 град.
  • ПЭ-993. Идентичен ГФ-95.

2.3. Электронные платы.

Платы заливаются влагозащитными лаками или специальной эпоксидной смолой с минимальной усадкой. Обычная эпоксидная смола ЭД20 имеет большую усадку, поэтому не подходит. В результате обработки, защитным слоем должны быть покрыты обе стороны платы, и со стороны деталей (вместе с электронными деталями), и со стороны пайки. После обработки нужно дать время на застывание.

2.4. Бортовой компьютер с дисплеем, осветительные приборы.

Силиконом герметизируются следующие участки:

  • соединение деталей корпуса;
  • отверстие в корпусе для проводов;
  • периметр экрана изнутри;
  • место соединения корпуса и линзы.

3. Ответы на вопросы.

По поводу герметизации электросамокатов, часто задают различные вопросы, ниже дадим ответы на самые часто задаваемые.

3.1. Можно ли ездить на электросамокате без влагозащиты?

Если электронные модули самоката не защищены от воздействия влаги заводом изготовителем или владельцем самоката, то ездить на нем можно только тогда, когда нет дождя, лужи прийдется объезжать. Поездка во время дождя в этом случае может привести к выходу из строя электронных блоков, таких как: аккумулятор, контроллер, электродвигатель, бортовой компьютер, осветительные приборы и др.

3.2. Какая степень защиты нужна для поездок в небольшой дождь и ливень?

Для безпроблемных поездок в небольшой дождь, электрооборудование самоката должно иметь степень пыле-, влагозащиты IP54, IP44 или IPX4. Для сильного ливня требования более строгие – IP65, IP55 или IPX5.

3.3. Делать гидроизоляцию колес электросамоката или нет?

Если внутри колеса находится электродвигатель, то гидроизоляцию этого колеса лучше сделать. Как именно, смотрите п. 2.2. Герметизацию второго колеса можно не делать, если конечно у Вас не полноприводный вариант.

3.4. Гидроизоляция крышки деки, нужна или нет, чем сделать?

Гидрозащиту крышки деки нужно выполнять в том случае, если в деке расположен аккумулятор и/или контроллер. Во многих самокатах, таких как kugoo s2, s3, s3 pro, m4, m4 pro, различные модели xiaomi, аккумулятор располагается именно внутри деки, поэтому ее крышку нужно герметизировать. Для герметизации используйте силиконовый герметик.

Во всех самокатах серии NINEBOT Kickscooter ES, аккумулятор и контроллер расположены не в деке, а в алюминиевой рулевой стойке. Это удачное решение, защищающее электронику не только от возможного залива водой при проезде через лужу, но и от ударов во время наезда на препятствие. Поскольку в деке нет батареи и контроллера, то герметизировать ее не нужно.

3.5. Гидроизоляция рулевой колонки, нужна или нет?

Если в рулевой колонке расположен аккумулятор и/или контроллер, нужно герметизировать крышку, открывающую доступ к ним. Это касается всех самокатов серии NINEBOT Kickscooter ES и подобных.

3.6. Какой герметик использовать при герметизации электросамоката?

Для этих целей хорошо подойдет силиконовый герметик.

Поделитесь публикацией

  • Электросамокаты
  • Количество просмотров: 773

Оставьте свой комментарий

  1. Добавление комментария от гостя.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Здесь ещё нет оставленных комментариев.
Top
Шаблон скачали с сайта JooMix.org