На сколько километров хватает одного заряда аккумулятора электросамоката.

Содержание[Скрыть]

Электросамокаты становятся все более популярным видом частного городского транспорта. Их популярность объясняется экономичностью и удобством передвижения по городу. Их не нужно заправлять дорогостоящим бензином, достаточно лишь зарядить аккумуляторную батарею (акб), и можно отправляться в путь.

Самокаты очень манёвренные, что позволяет запросто объезжать возникающие в городе пробки, можно свернуть на тротуар, объехать пробку, затем продолжить движение по дороге. Легкий вес позволяет легко поднимать самокат в свою квартиру для хранения, т.е. иметь гараж не обязательно.

У многих возникает вопрос: «на сколько км хватает одного заряда акб?» В этой статье мы ответим на этот вопрос, но для понимания, о чем идет речь, нужно знать основные характеристики акб.

1. Основные характеристики акб.

Аккумуляторная батарея для электротранспорта выполняет те же функции, что и бензобак для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В нем хранится электрическая энергия, которой питается электромотор.

Основные характеристики аккумулятора, которые указываются в каталогах – это его номинальное напряжения и емкость, чем больше эти параметры, тем лучше. Оба эти параметра влияют на самый важный параметр акб – запас энергии (мощности). От этого параметра будет зависеть, сколько Вы сможете проехать без подзарядки.

Запас энергии (мощности) измеряется в ватт часах (Втч или Wh). Если хотите езить большие расстояния (40-50 км), выбирайте значение этого параметра не меньше 450-500 Втч, а лучше больше. Для средних дистанций (до 30 км), подойдет 300-350 Втч. Для близких расстояний – 180-200 Втч.

Напряжение акб выбирается в зависимости от напряжения двигателя, оно может быть 24В, 36В, 48В или 60В. Наиболее популярны аккумуляторы напряжением 36В, именно ими обычно комплектуются модификации с двигателями средней мощности, модели послабее оснащаются обычно батареями на 24 вольта, а мощные на 48 или 60 вольт.

Емкость измеряется в ампер-часах (Ач или Ah). Обычно она варьируется в пределах 7-10 Ач, чем мощнее двигатель, тем емкость больше.

Также важен тип аккумулятора и производитель. Они бывают следующих типов:

  • литиевые;
  • свинцовые.

Литиевые модификации по всем характеристикам лучше свинцовых, в первую очередь по массе, емкости, ресурсу работы и сроку эксплуатации. Литиевые акб в свою очередь делятся на:

  • Литий-полимерные (LiPo) - малый вес, высокие токи заряда и разряда, выдерживают 500-800 циклов заряда, пожароопасность в случае перезаряда.
  • Литий-ионные (LiIon) – малый вес, 500-1000 циклов заряда, зависимость от окружающей температуры, пожароопасность в случае перезаряда.
  • Литий-железофосфатные (LiFePo4) – высокие токи заряда и разряда, 1500-2000 циклов, тяжелее на 20% и дороже ионок и полимерок. Не пожароопасны, стойки к механическим деформациям. Не теряют емкость при минусовых температурах.
Литиевые акб защищаются от перезаряда электронными схемами, расположенными внутри батареи и зарядного устройства, поэтому перезаряд и как следствие возгорание или взрыв LiPo или LiIon модификаций возможны только в случае поломки этих схем. Это очень редкое явление, но знать это нужно, хотя бы затем, чтобы не использовать зарядки от других электроприборов.

Каждый аккумулятор постепенно деградирует, в результате чего его реальная емкость уменьшается. Это очень медленный процесс, но всегда приходит момент, когда емкость уменьшается настолько, что батареей уже нельзя пользоваться. В этом случае она подлежит замене. Срок службы зависит от различных факторов, обычно он составляет несколько лет. Фирменные литиевые аккумуляторы имеют значительно больший срок службы, около 3-5 лет. Заявленный производителем срок работы обычно 3 года, но при соблюдении правил зарядки, эксплуатации и хранения, они обычно служат дольше. В то время как дешевые, могут проработать всего год, или даже меньше.

пара с электросамокатами

2. На сколько километров хватает емкости аккумулятора.

Расстояние, проезжаемое на одном заряде акб, обычно составляет от 20 до 50 км и зависит от многих факторов:

  • запаса энергии батареи (Втч), т.е. от емкости (Ач) и напряжения (В);
  • рельефа местности – при холмистой местности и частых подъемах в горку, расстояние сокращается;
  • стиля езды - резкие разгоны до максимальной скорости значительно сокращают запас хода;
  • веса нагрузки – чем больше вес человека и перевозимого груза, тем меньше проедет самокат;
  • типа батареи;
  • качества изготовления, т.е. от производителя;
  • срока эксплуатации батареи;
  • температуры окружающего воздуха – на морозе запас хода сокращается.

Для примерного определения расстояния, которое может преодолеть самокат на полностью заряженном брендовом литиевом аккумуляторе (резерв хода), необходимо разделить запас энергии в Втч на 10. Для свинцового брендового аккумулятора расстояние будет немного ниже. Для бюджетной литиевой или свинцовой модели от неизвестного китайского бренда, резерв хода также будет ниже. На сколько ниже? Неизвестно, все зависит от производителя, может быть значительно ниже. Т.е. эта формула применима только для фирменных литиевых моделей.

Пример. Если литиевый аккумулятор имеет емкость 8 Ач, при напряжении 36 В, то его запас энергии будет равен 8х36=288 Втч. Соответственно, резерв хода в этом случае будет равен 288/10=29 км. Учтите, что это примерное значение, на которое оказывают влияние все перечисленные выше факторы. Если Вы начали движение с неполной зарядкой, конечно и дистанция проезда будет меньше.

Лучше самому засекать резерв хода на различной местности и с разной скоростью передвижения. Это поможет точнее знать возможности именно Вашего аккумулятора и прогнозировать резерв хода в той или иной ситуации. Первое время лучше не ездить на предельные расстояния, близкие к вычисленному по формуле расстоянию, лучше всегда иметь запас заряда. Иначе батарея может сесть раньше времени – придётся доезжать участок пути, отталкиваясь ногой или идти пешком.

Также, необходимо учитывать, что емкость и запас энергии любой батареи со временем постепенно уменьшаются, что сказывается на постепенном сокращении времени автономной работы и пробега на одном заряде. Это медленный процесс, но все же, через несколько лет эксплуатации, емкость может уменьшится прилично, в результате фиксируется износ батареи, и она подлежит замене.

Сколько лет может прослужить аккумулятор без замены? Ответ на этот вопрос также зависит от многих факторов, таких как:
  • тип батареи - свинцовые модели быстрее теряют емкость, чем литиевые, последние также могут иметь разный электрохимический состав и разный срок эксплуатации;
  • производителя – у брендовых моделей больший срок службы;
  • количества проведенных в процессе эксплуатации циклов зарядов/разрядов – чем больше циклов, тем меньше срок службы, у литиевых моделей число циклов может быть от 500 до 2000 (в зависимости от электрохимического состава и бренда);
  • стиля езды – постоянная езда на максимальной скорости с большой нагрузкой приводит к преждевременной деградации;
  • соблюдений правил заряда – нужно заряжать только фирменной зарядкой при температуре +5…+20 градусов;
  • температурного режима эксплуатации – на сильном морозе срок службы уменьшается, идеальная температура эксплуатации +20 градусов;
  • соблюдения правил хранения – литиевые модели лучше хранить заряженными примерно на 40-60%, при температуре +1…+10 градусов, в этом случае саморазряд минимальный.

Не забывайте, что дополнительные электроприборы, такие как фара, габаритные огни и другие, также потребляют ток во включенном состоянии, что естественно уменьшает резерв хода.

Если двигатель и контролер поддерживают режим рекуперативного торможения – очень хорошо, в этом случае запас хода может увеличиться за счет подзарядки аккумулятора энергией торможения. В этом режиме двигатель при торможении отдает энергию на зарядку акб. К тому же, тормозные колодки меньше стираются.

Для увеличения запаса хода рекомендуем экономно расходовать электроэнергию, по возможности двигаться накатом и не допускать резких разгонов и торможений. Прокладывая заранее маршрут лучше избегать дорог с затяжными подъемами. Трогаться с места и набирать первый разгон нужно отталкиваясь одной ногой от поверхности земли, другой стоя на деке, как на обычном самокате. При скорости около 5 км/ч автоматически запускается двигатель, обе ноги ставятся на деку.

электросамокат

3. Как правильно зарядить аккумулятор электросамоката?

Перед первой зарядкой нужно изучить инструкцию, в которой указаны правила заряда. Используйте только штатную зарядку, которая была в комплекте с самокатом. При ее поломке, покупайте такую же, обязательно фирменную. Особенно важно это для литий ионных и литий - полимерных модификаций, которые при перезаряде могут сильно перегреться, вздуться и даже взорваться, что может привести к пожару. Понятно, что характеристики покупаемого на замену зарядного устройства, в любом случае, должны соответствовать штатному, это важно для всех типов акб. Обращайте внимание на номинальное напряжение, максимальный ток заряда, а также наличие схемы отключения при полном заряде и индикации полного заряда. Любую батарею можно угробить зарядкой, рассчитанной на большее напряжение, например, если к акб на 36В подключить зарядку на 48В.

Перед зарядкой проверьте все элементы электрической цепи на отсутствие влаги. В случае наличия влаги, она протирается сухой салфеткой, после чего досушивается в теплом помещении. Сначала зарядка подсоединяется к сети, контролируется зажигание индикатора «Сеть», затем штекер подключается к разъему на самокате. Если подключать наоборот, то в случае поломки зарядки, можно повредить электрическую схему самоката.

Блок защиты от перезарядки автоматически остановит зарядку при полном заряде, при этом засветится контрольный индикатор. После этого зарядку рекомендуется отключить, не желательно оставлять ее на ночь. Если индикатора окончания заряда не предусмотрено, отключайте зарядку по засечке времени. Время зарядки указано в инструкции.

Перед установкой самоката на хранение в зимний период или в случае перерыва в эксплуатации на срок более 1 месяца, советуем разрядить аккумулятор на 40-60%. Через каждые 2 месяца хранения нужно проводить до зарядку до 40-60%, ведь емкость батареи постепенно падает из-за процесса саморазряда. При длительном хранении, самокат с литиевой батареей (или саму акб) лучше ставить в холодное место, с температурой +1…+10 градусов.

Поделитесь публикацией

  • Электросамокаты
  • Количество просмотров: 13865
Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
0 Значки
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Top